4 декабря в актовом зале Главного учебного корпуса Воронежского государственного университета состоялась открытая лекция Главы Представительства Европейского Союза в России, Посла, г-на Вигаудаса Ушацкаса «Отношения ЕС и России». В зале собрались студенты, преподаватели и сотрудники университета, представители региональных СМИ. Встречу открыл ректор ВГУ, профессор Дмитрий Ендовицкий. Он поприветствовал аудиторию и пожелал всем активно включаться в обсуждение по окончании лекции.
– Мне очень приятно находиться сегодня в Воронеже, в стенах Воронежского государственного университета. Ваш вуз является самым активным участником программ сотрудничества и обмена между ЕС и всеми вузами России. В данный момент вы участвуете в восьми разных программах обмена. Мы сразу же откликнулись на поступившее от вашего ректора предложение – посетить ВГУ, так как вы показываете неоценимый пример другим вузам и России, и стран ЕС. Вы уделяете отношениям между Россией и Европейским союзом то внимание, которое, действительно, должно им уделяться, тем более в такие сложные времена как сейчас, – отметил в начале своего выступления господин Вигаудас Ушацкас.
Господин Посол приезжает в ВГУ уже во второй раз, и он поделился с аудиторией своими первыми впечатлениями о нашем университете:
– Сегодняшний мой визит в Воронежский госуниверситет можно назвать визитом-возвращением. В 1988 году я, будучи студентом юридического факультета Вильнюсского государственного университета, приезжал в ваш вуз на научную конференцию по уголовному процессу. В те годы я занимался по книгам, написанным вашими профессорами. У вас уже тогда были замечательные научные школы.
После чего господин Вигаудас Ушацкас приступил к освещению темы лекции. Он поделился своим взглядом на ситуацию, сложившуюся в отношениях между ЕС и РФ, поговорил о причинах её возникновения и тех шагах, которые можно было бы предпринять для разрешения сложившегося кризиса взаимоотношений:
– Приятно, что обсуждать эту сложную тему мы с вами будем в зале университета, где возможна не только академическая свобода, но и свобода мыслей и мнений. Сейчас мы находимся в очень непростой ситуации, ситуации военного конфликта. Он сказывается не только на отношениях между Россией и Украиной, но и на том, как строятся сейчас взаимоотношения РФ и ЕС. К сожалению, это самая большая аномалия, которую только можно было предсказать. Я бы хотел рассказать о том, чем являются вводимые ЕС санкции, и на что они направлены. Во-первых, они не направлены на обычных россиян, на студентов или преподавателей, или предпринимателей. Они применяются с тем, чтобы изменить политику и действия российского правительства, чтобы мы все-таки нашли общие подходы к вопросу стабилизации ситуации на Восточной Украине. Мы должны соблюдать суверенитет и целостность Украины. Целью введения санкций не стоит ослабить экономику России. И даже во время самого серьезного кризиса в наших отношениях мы заинтересованы в укреплении отношений с представителями гражданского общества, преподавателями, студентами, предпринимателями. Мы верим в то, что найдётся выход из кризиса. Чем больше будет устанавливаться контактов между простыми людьми, политиками, руководством наших стран, тем больше будет вероятность улучшения взаимоотношений и возможностей для решений того конфликта, за которым мы все сейчас следим, – подчеркнул господин Ушацкас.
После завершения лекции Глава Представительства Европейского Союза в России, Посол, господин Вигаудас Ушацкас ответил на вопросы аудитории. Первым вопрос задал ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий:
– Господин Ушацкас, как Вы считаете, насколько самостоятельна политика ЕС, зависит ли она от США?
– Это важный вопрос. Мы консультируемся со своими партнёрами, в том числе и с США, а по некоторым вопросам – и с РФ. Но партнёры не участвует в обсуждении и принятии решений представителями стран ЕС. Мы хотели бы, чтобы консультации с РФ происходили по более широкому кругу вопросов. Независимо от кризиса, я продолжаю посещать МИД РФ, провожу встречи с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, его заместителями и другими руководителями МИДа по вопросам Ближнего Востока, Ирана, Сирии, Афганистана. Мы заинтересованы в диалоге с РФ по вопросам экономики, политики, безопасности и другим. Условие для сотрудничества должно быть одно – с нашими партнёрами мы должны разделять общие основополагающие ценности и принципы. Споры мы решаем без конфликтов, мы уважаем интересы друг друга. Что касается «Южного потока», есть определенные требования, есть «Третий энергетический пакет». Разрешение этому проекту не было дано. Я знаю с ЕС иногда не так легко развивать отношения, но это зависит от политической воли. С моей точки зрения, конфликт в Украине – это европейско-российский конфликт, который мы должны решать с участием самой Украины.
После чего вопросы господину Ушацкасу задали представители студенческого сообщества ВГУ, преподаватели вуза и представители региональных СМИ:
– Стало известно, что произошли изменения в руководстве Европарламента. Кто теперь в него входит, и какие политические убеждения разделяют в руководстве? Куда теперь поведет новое руководство Европарламента?
– Основополагающие приоритеты ЕС можно сформулировать так: как совместно нам продвигать экономическое развитие; как закончить выход из финансового кризиса, начавшегося в 2008 году; как создавать новые рабочие места; как создавать энергетический союз ЕС. В сфере внешней политики мы должны преодолеть кризис на нашем континенте, вокруг Украины, играть консультирующую роль в переговорных процессах совместно с членами ООН в отношении Ирана, Ближнего Востока, миграционных потоках Северной Африки.
– Готов ли ЕС надавить на Украину, чтобы прекратились нарушения гуманитарного права?
– Да, конечно, права человека и гуманитарные права должны быть поддержаны.
– От всех пострадавших просьба – прекратить поддержку нового фашистского правительства Украины, после прихода которого началось распространение националистических взглядов, и последовала война. ЕС выступает за мирное урегулирование, поэтому организация должна выступать за переговоры о мире на Украине, разделяете ли вы эту точку зрения?
– ЕС с самого начала выступал, чтобы кризис в Украине решался мирным путем, путем переговоров. Мы давили на всех для достижения этого решения. Мы приветствовали, когда в Минске были подписаны протоколы. Но, к сожалению, в некоторых частях они не выполняются. Перестрелки продолжаются, вооруженные силы присутствуют, в том числе и со стороны России, не соблюдается граница между Украиной и Россией, за исключением тех пунктов, где есть представители ОБСЕ, выборы в Донецке и Луганске произошли не в соответствии с теми подписанными договоренностями. Таким образом, это подрывает доверие тех протоколов, подписанных в Минске. Ситуация в Украине, кроме той части, где действуют сепаратисты, стабильна, а на Юго-Востоке продолжаются кровопролития. У вас есть возможности для достижения стабилизации в регионе.
– Вы возглавляли переговоры о вхождении Литвы в ЕС. Что Литве, Вашей Родине, принес ЕС как организация? Хочется понять, к чему Украина так стремится.
– Я приглашаю Вас в Литву, чтобы Вы могли самостоятельно убедиться в том, что она изменилась за это время. Вхождение в ЕС – это огромнейший вклад в модернизацию страны. Мое присутствие здесь даже в самые тяжелые времена разногласий – это долг гражданина и дипломата, который заключается в соединении «мостов» между нашими народами.
– Ваш коллега Штефан Фюлле сказал, что ЕС обманул Украину и Молдову, в ближайшей перспективе они не вступят в ЕС. ЕС понимают, что власти Молдовы используют демократические ценности в корыстных целях?
– Не хочу углубляться во внутреннюю политику Молдовы, так как я представляю Посольство ЕС в России. Я не верю, что мой коллега мог это сказать. Мы не обещали членства в ЕС. Никто не обещал это и Литве, и другим странам. Мы сами стучались в двери ЕС, потому что верили, что эта модель политического устройства самая лучшая. Есть очень ясные требования и критерии, когда страна может стать членом ЕС: когда нет коррупции, действует свободный рынок, и страна может конкурировать с ЕС. Пока ни Украина, ни Молдова не соответствует этим критериям. Но эти страны заинтересованы в том, чтобы перенять лучшее, чтобы общество могло действовать по нормативам и правилам ЕС.
– Вы очень много говорили о том, что доверие между ЕС и Россией подорвано. Как может Россия доверять ЕС, если европейские страны поддерживают государственные перевороты, проведенные по всему миру США? И чего ЕС хочет от России: чтобы РФ стала поддерживать эти перевороты, или чтобы в самой России был подобный переворот?
– На мой взгляд, в России не верят в силу и могущество индивидуума, отдельно взятого человека. Вы считаете, что США и ЕС собрали людей на Майдане? Но это не так. Это, в первую очередь, недовольство большей части украинского народа тем, что Янукович вел свою политику непоследовательно. Одно из его предвыборных общений – привести Украину в ЕС. 6 лет велись переговоры, но договоренность была парафирована. Люди почувствовали себя обманутыми. Все это вылилось в Майдан, а Майдан перерос в народное восстание против коррумпированных чиновников. Ответом России стало нарушение территориальной целостности Украины и её суверенитета, неуважение к международному праву. Естественно, ЕС не согласен с такими поступками со стороны России, и на этой почве между нами возникли разногласия. Но даже они не повод прекращать сотрудничество. Россия и ЕС могут и должны приложить все усилия для деэскалации ситуации на Украине. Именно Россия и ЕС, а не американцы! Чего мы хотим от России? Чтобы она уважительно вела себя по отношению к другим странам, международному праву, международному гуманитарному праву, способствуя тем самым деэскалации напряженности на Украине и нормализации отношений с ЕС. Мы – Россия и ЕС – будем гораздо сильнее, не размахивая танками или “зелеными человечками”, а работая совместно во благо политического и экономического роста наших стран!
– Нынешние отношения между РФ и ЕС переживают не лучшие времена. Какой, на ваш взгляд, наихудший вариант развития событий, а какой – наилучший? И переживают ли кризис сейчас международные организации, такие как ОБСЕ, ПАСЕ, ООН и другие? Ведь они призваны для того, чтобы страны могли обмениваться мнениями, вместе принимать какие-то решения.
– Наихудший сценарий? Я был просто в шоке, когда узнал, что по российским федеральным каналам показывали документальные фильмы о ядерной войне, её истории, о том, каким ядерным потенциалом обладает Россия. Трансляция таких сюжетов – это очень опасный ход. Я надеюсь, что это была случайность, и что эти сюжеты не были системными, и их целью не являлось внушение людям необходимости ядерной войны. ЕС и РФ в данный момент заложники украинского кризиса. Чем раньше мы найдем общий ответ, тем быстрее начнут выздоравливать наши отношения. Параллельно с поиском выхода из этой ситуации, нужно создавать новые международные площадки для восстановления доверия. Здесь стоит вспомнить предложение по поводу развития общей зоны свободной торговли между ЕС, Россией и Евразийском союзом, которое сделал президент РФ Владимир Путин. Мы готовы это обсуждать, но нужно признать, что наши экономики очень разные: ВВП ЕС в 8–9 раз больше, чем у России, Белоруссии и Казахстана вместе взятых. Самое главное здесь – готова ли Россия придерживаться положениям о свободной торговле, тем международным правилам, которые регулируют наши отношения, и готова ли российская экономика к открытой конкуренции в том объеме, в котором мы готовы предложить. Мы уже подписали соглашение о зоне свободной торговли с Украиной, но демонстрируя открытость, дух компромисса, мы согласились отложить вступление в силу этого договора на 1,5 года, чтобы оценить возможные риски для российской экономики. Все, что я озвучил – это новые международные перспективные площадки, которые служат поиску новых общих точек соприкосновения между нашими странами и решению острых международных конфликтов, в том числе и в Украине.