О роли Воронежского государственного университета в своей жизни, о начале карьеры, а также о том, что полезно знать начинающим специалистам в определённых профессиональных сферах рассказывают абитуриентам и студентам вуза выпускники ВГУ. На этот раз нам удалось поговорить с выпускником факультета прикладной математики, информатики и механики, директором ООО «Джаст Соу Софт» Сергеем Чистяковым.
– Почему в своё время вы решили поступать в ВГУ?
– Ещё в шестом классе я решил стать программистом, ну а на программистов тогда учили только на ПММ ВГУ, поэтому выбор места учебы был сделан достаточно быстро. После были, конечно же, сомнения в выборе профессии, хотелось стать то строителем, то экономистом, а то и вовсе авиаконструктором, но, к счастью, я не передумал. К слову, строительные амбиции теперь реализую на даче. Вообще ВГУ, безусловно, лучший вуз Воронежа, да и вообще, всего Черноземья, поэтому если не рассматривать варианты с переездом в Москву или Питер, то выбор очевиден.
– Вы были Потанинским стипендиатом, расскажите об этом этапе вашей студенческой жизни.
– Действительно, во время учёбы я получал Потанинскую стипендию, правда, со второй попытки. У меня до сих пор неоднозначное отношение к этому мероприятию. Первый раз я участвовал в нем на третьем курсе. В то время получить эту стипендию для меня было пределом мечтаний, но не получилось. С четвертого курса я начал работать в компании DataArt, которая в то время насчитывала в Воронеже чуть больше двадцати человек. Работать было интересно, но пришлось быстро повзрослеть. В конце четвертого курса женился. Естественно, к пятому курсу я сильно изменился в личностном плане и, попав на потанинский отбор, выбрал нужный паттерн поведения, так и стал стипендиатом.
– С чего начался ваш профессиональный путь?
– Как уже говорил, с четвертого курса я начал работать в компании DataArt. Это замечательная компания, которая любит инвестировать в обучение своих сотрудников. Я очень благодарен ей за то, что вырос в профессиональном плане. Я пришел туда на практикантскую вакансию, а через шесть лет уходил уже с позиции Senior Developer/Team Lead. Но за эти шесть лет изменился не только я, изменилась и компания. Для того чтобы оставаться конкурентноспособной, ей пришлось расти, и очарование маленького коллектива воронежского филиала постепенно растворилось в огромной массе новых сотрудников и офисов. Было видно, как компания перестраивается, ей приходится становиться более зрелой, чтобы такая огромная масса осталась управляемой. Механизм здесь один: все больше формальных требований и внутренних правил. Работа в большой сервисной компании очень специфична в зависимости от проекта. Собственно, и сами проекты делятся на две категории: в общепринятой терминологии fixed price и dedicated team. Первые – проекты с фиксированными сроками и оплатой. Работа в них сопряжена с риском переработок и авралов, зато не дает соскучиться. Второй тип – это когда заказчик арендует команду на неопределенный срок и сам дает ей задачи. Эти проекты стабильны и, как правило, не приносят сюрпризов. Так вот, я поучаствовал в пяти-шести проектах разных типов и, наконец, попал в «махровый» dedicated team. Притом в посткризисные годы за такие проекты традиционно держались, так как они приносили стабильный доход. Ну и мне, откровенно, стало скучно.
– Каким образом в дальнейшем вы стали развиваться профессионально?
– Сначала я устроился в еще одну воронежскую компанию на должность Java-тренера. Там вся команда исторически писала на конкурирующей платформе .NET, но они выиграли тендер по работам на Java. По утрам я рассказывал, как привычные им вещи делаются в мире Java, писал архитектуру будущего приложения. Надеюсь, за те полгода я им помог. По крайней мере, знаю, что несколько человек с тех пор так и остались Java-разработчиками. Потом я подключился к практикантской программе в качестве ментора. Было интересно передавать другим накопленный опыт. Наконец, мы с моим однокурсником в свободное время запустили свой маленький проект. Это был интернет-сервис, который довольно быстро набрал популярность и стал приносить доход, сопоставимый с зарплатой. Но при этом требовал все больше и больше моего участия. Сразу увольняться было страшно, я попросил дать мне два месяца отпуска без содержания, а через два месяца уже написал заявление об увольнении. С DataArt мы расстались друзьями, я их по-прежнему люблю и часто захожу в гости. За первым проектом последовал второй, третий. Мы пробовали себя в разных областях: и интернет-сервисы, и мобильные игры. Иногда, когда денег на развитие не хватало, брали заказы, но постепенно научились обходиться своими силами. К сожалению, такая модель бизнеса подразумевает получение основного дохода от контекстной рекламы. А рынок рекламы в связи с последними событиями уменьшился в несколько раз, поэтому в ближайшее время нам придется вернуться к модели сервисной компании.
– Кроме того, вы являетесь преподавателем ВГУ, почему вам захотелось вернуться в стены alma mater?
– Я уже третий год преподаю курсы, связанные с мобильной платформой Android. Давно уже скучал по университету, поэтому, когда друзья, преподающие на ПММ, пригласили попробовать прочитать новый для ПММ курс, решил попробовать. С тех пор и преподаю. Один курс уже обкатался, в этом году запускаем новый, о проблемах безопасности мобильных платформ.
– Что бы вы посоветовали начинающим программистам?
– Нужно быть готовым к тому, что программирование на 90% состоит из неинтересной рутинной работы. Но и в этой рутине всегда можно найти простор для творчества. Именно тогда вы станете не просто кодером, переводящим формальную задачу на язык программирования, а Программистом с большой буквы, человеком, всегда готовым к саморазвитию. Как только вы узнали что-то новое, полезное другим, делитесь этим с окружающими. Пусть за вашей спиной будут люди, которым вы когда-то помогли, люди, которых вы чему-то научили. IT-мир очень тесен, и эти люди помогут вам идти все выше и выше. Не бывает лидера без команды.
Вальтер Наталья