Воронежский государственный университет ежегодно притягивает сотни интересных, умных, творческих ребят. Они поступают в вуз, не всегда отчётливо осознавая, что именно станет делом их жизни, но обретают знания, новые знакомства, направление своего дальнейшего развития именно в университетских стенах. Мы поговорили с бывшим студентом факультета прикладной математики, информатики и механики, а теперь генеральным продюсером и основателем компании LISPAKO Сергеем Григорьевым о том, как найти любимое дело, наладить работу в команде и строить перспективные планы.
– Что значит LISPAKO?
– Пожалуй, стоит придумать классную историю, потому что спрашивают часто. На самом деле ничего не значит, такая «глокая куздра». Мы искали незанятое название в нашей сфере. «Лиспако» звучит фонетически приятно, хоть и нарушает пару правил идеального названия…
– Почему ты решил заняться видео? Со стороны кажется, что это высококонкурентная ниша — все снимают ролики, видеоблоги, запускают свои шоу.
– Да-а-а, телевидение практически целиком перешло в интернет, поэтому складывается такое ощущение. Сам я тоже начал с влога. На втором курсе обучения в ВГУ снимал себя и друзей на телефон, получался видеодневник. Мне было интересно. Снимать – это как писать картины или сочинять музыку. Ты берёшь в руки камеру, творишь, а потом говоришь зрителю: «Посмотри на мир моими глазами». Потом, конечно, как у любого творческого человека, загорелся денежный вопрос. Я начал проверять гипотезы о том, кому вообще нужно видео. Познакомился с проектом 36on.ru, показал им видеоотчёт с концерта знакомого, получил какие-то небольшие первые деньги. Года до 2014 искал свою нишу.
– Изначально ты снимал всё один, работал за всех: и за сценариста, и за оператора, и за режиссёра?
– Я понял, что если буду заниматься всем один, то будет либо очень медленно, либо где-то ошибусь в итоге. Поэтому нашёл несколько операторов, которые мне помогали снимать. В этом смысле студенческая тусовка очень помогает – ты можешь быстро познакомиться с нужными людьми, просто стоя в очереди в столовой. Так собралась команда. Кто-то участвовал в проектах как фрилансер, а кто-то стал частью команды. Когда рабочая коммуникация идёт легко, хочется с этими людьми работать ещё и ещё.
– То есть твоя команда собралась из плюс-минус знакомых людей? Ты с ними вне проектов общаешься?
– Мы дружим, конечно! Но работа на первом месте. Я не верю в команды в духе «какие мы тут все классные». Это может быть отличным стартом, но если вы не начнёте относиться к этому как к работе, то затея так и останется просто общим хобби.
– Вы снимаете проекты, которые вам нравятся, получаете удовольствие, как это всё переросло в LISPAKO?
– По факту с нами случились все классические стадии бизнеса, как по учебнику. Сначала просто работа на себя, считай самозанятость. Потом, вот, партнёрство. Для разных проектов подключали ребят со стороны, знакомились с фрилансерами. Мы начали нанимать людей, чтобы отдавать им часть работы и брать больше проектов разом. Появилось LISPAKO как компания в текущем виде. Опять же, классическая стадия «я зарегистрировал юрлицо» – ты думаешь, что теперь-то всё серьёзно и надо разогнаться. Берёшь много дешёвых проектов, работаешь до ночи…
– Сейчас ты знаешь секрет, как этого избежать?
– Эффекта Даннинга-Крюгера никому не избежать. Я не могу сказать, что есть какой-то секрет, как за один день открыть успешный бизнес. Если б он был, то его бы давно упаковали в книжку, и в мире не осталось бы провальных бизнесов. Хотите или нет, а какие-то грабли всё равно соберёте. С этой точки зрения надо вообще быть готовым к тому, что бизнес – это череда решения проблем и задач. Нужно всегда продолжать учиться. Это поможет перескочить от задач скучных и давно очевидных к настоящим вызовам.
– Ты учился на ПММ в ВГУ, но бросил за полгода до финала. Почему так вышло?
– Я довольно быстро понял, что программирование – это не моё, что это не приносит удовольствия. И даже если бы я пошёл в любую компанию “воронежской кремниевой долины”, то был бы там средним специалистом. Просто сидел бы и решал задачи, не получая от этого такого удовольствия, как другие. При этом знаний я вынес целый вагон. ВГУ помог мне сформировать ту аналитическую часть моего мышления, которой мне раньше не хватало. Не было б этих 4,5 лет обучения, не случился бы и видеопродакшн LISPAKO.
– Чем тебе помогают знания, полученные на ПММ?
– Например, я оцениваю все процессы с точки зрения математики. Думаю о том, как автоматизировать процесс или сделать решение задачи более оптимальным и красивым. Я отвечаю в том числе за экономические процессы, у меня там всё на табличках, само считается и передаёт данные. С самого первого проекта я знал, сколько стоит съёмка, какая у нас прибыль.
– Расскажи о ваших работах совместно с ВГУ?
– О, в тот момент, когда я увидел письмо с предложением сотрудничества, то сразу понял – всё не зря. Это серьёзная поддержка, если университет, с которым ты вроде как расстался, про тебя помнит, доверяет. Первый ролик про столетие и был моей дипломной работой. Считайте, что я выпустился. Про науку снимали уже, конечно, совсем с другими чувствами. Это была работа с университетом как с партнёром. Любая большая компания требует согласований, зато всегда можно предложить новые идеи. Для режиссёра вообще рай.
– Что посоветуешь тем, кто сейчас учится на первом курсе и планирует своё будущее?
– Сосредоточьтесь на себе. Если вы верите в то, что делаете, то не слушайте критиков – просто делайте! Делайте то, что хотите, что вас заряжает. Хочется в науку? Сразу идите на кафедру и просите участия в конференции. Хочется реальных задач? Прямо сегодня найдите себе 2–3 варианта стажировок и подайтесь на них. Чем быстрее вы получите опыт, тем быстрее поймёте, что делать дальше. И учитесь. В университете, за его пределами, где угодно. Вы будете стоить ровно столько, сколько будете уметь.
– Что нужно сделать, чтобы попасть на стажировку в LISPAKO?
– Прислать нам пример вашей работы, даже если это выдуманный ролик для ненастоящего клиента. Время ребят «я ничего не умею, но очень хочу научиться» прошло, потому что сегодня научиться можно самому. Никто не готов тратить время и деньги на взращивание специалиста с нуля.
– Какие планы на будущее? Может вернёшься и доучишься?
– Компании нужен многократный рост, а это совсем другие процессы, другие подходы. Надо переходить от проектов локальных к федеральным и мировым. Как предпринимателю мне бы, наверное, стоило получить MBA, может, за этим я вернусь в Воронежский государственный университет.