В Воронежском литературном музее имени Никитина 17 февраля случилось событие, для музея знакомое, но всегда знаковое: три воронежца передали в дар музею культурно-исторические ценности из собственных коллекций. Одна из дарительниц – библиограф Зональной научной библиотеки ВГУ Анна Гладышева. Событие оказалось кстати – за три дня до этого мир проявил любовь не только к людям, но и к книгам, отметив Международный день книгодарения.
Рукописи «Азорских островов», «Жизни Кольцова», машинопись «Воронежских кораблей», удостоверение члена Союза писателей, две семейные фотографии 1928 и 1945 годов, письма, черновики – всё это, некогда принадлежавшее писателю Владимиру Кораблинову, теперь – в фондах литературного музея.
– Владимир Александрович был очень скромным и совершенно непубличным человеком – ему никогда не приходила в голову мысль о том, что когда-то его личные вещи будут интересны другим людям, – сказала о своём деде Анна Петровна Гладышева.
Кораблинов писал в блокнотах и больших тетрадях – теперь эти свидетели первой творческой мысли писателя принадлежат музею.
Но мысль могла прийти внезапно – не только за рабочим столом. И тогда для её фиксации в ход шло всё, что оказывалось под рукой – листок из блокнота, квитанция, салфетка… Потом всё это перерабатывалось, но обязательно – сохранялось. Думал ли Кораблинов, когда вкладывал в свои рукописи черновые обрывки, что некогда и они (спасибо потомкам) попадут в музей? Наверное, как всякий художник – надеялся.
Некоторые рукописи Кораблинов, известный не только как прозаик и драматург, но и как художник-график, иллюстрировал собственными рисунками – на них Анна Петровна так же обратила внимание гостей.
Кораблинов не любил писать письма. Но делал это регулярно. И регулярно их получал. Не только от ближнего круга, но в первую очередь – от читателей. Со всего Союза: Харьков, Минск, Ленинградская, Тюменская области – несколько таких писем Анна Петровна тоже принесла в музей.
– Передавая вам вещи и документы деда, я очень надеюсь продлить им жизнь и оставить для будущих поколений добрую, светлую память о Владимире Александровиче Кораблинове, – закончила Анна Гладышева.
Остаётся добавить, что двумя другими дарителями музея в этот день стали Светлана Бородецкая – вдова воронежского архитектора и коллекционера Анатолия Бородецкого, подарившая музею самовар Баташёвых, капельник для самовара и фисгармонию (всё – из многочисленной коллекции супруга), и журналист Павел Лепендин, передавший музею уникальные театральные афиши 1930-х – 1980-х годов.
– Сегодня наш музей работает над воронежским литературным процессом разных периодов: в 1920-х годах мы видим и Кораблинова-художника, и Кораблинова – необыкновенно яркого представителя газеты «Коммуна»; в 1930-х – 1950-х годах мы видим разные грани Кораблинова-прозаика; тесное переплетение литературы и театра, характерное для 1960-х – 1970-х годов, – это опять Кораблинов. В случае с вещами Владимира Александровича Кораблинова совершенно очевидно, что они не просто будут напоминать о его жизни, но будут включены во многие наши экспозиции, – отметила заведующая научным отделом литературного музея имени Никитина, профессор кафедры истории философии и культуры факультета философии и психологии ВГУ Тамара Дьякова.