Саша Песков учился в физико-математическом классе, а потом внезапно увлёкся журналистикой. Теперь он ищет новые формы и хочет создать что-то своё. О чём грезят абитуриенты, приходя в ВГУ, с какими трудностями сталкиваются и какие планы строят, узнаем в беседе с победителем олимпиады «Проходной балл».
– Ты учился в физико-математическом классе, как получалось совместить такую точную науку и творчество?
А.П.: У нас прекрасная учительница по русскому языку и литературе, Нелли Алексеевна Полякова, завуч. Очень сильный педагог, она привила мне любовь к литературе, рассуждению, философии. Плюс я сам по себе разносторонний человек, сдавал разные экзамены – профильную математику и литературу. Мне нравятся точные науки, логичные, мне нравится рассуждать. Во мне это легко совмещается.
– Но от идеи поступления на физфак ты отказался, с чем это связано?
А.П.: Я решил сделать уклон на то, что мне сейчас больше нравится – литературу. Я решил, что не нужно волноваться сдавать физику, лучше займусь литературой.
– Расскажи, как ты увлёкся журналистикой?
А.П.: Я ходил в «Школу юного журналиста» ВГУ при Новоусманском лицее. Там очень здорово. Я пришел, все ребята еще школьники, и мы писали вроде как про школу, но что-то интересное пытались найти. Обсуждали, какие новости были в школе, как это можно написать. Беседовали о жизни и появлялись идеи.
Допустим, в разговоре кто-то упомянул интересное слово, и всё давайте сделаем статью про интересные необычные слова. Или мы заговорили о том, как вообще переживать стрессы, потом, а – давайте-ка напишем пост о том, как справляться со стрессом. Кто-то рассказал интересную историю, как на один и тот же фильм ходил несколько раз, и мы решили сделать рецензию, рассказать историю, почему на этот фильм так много ходят. Статьи так и рождались. Потом я сам стал верстать газету, придумал дизайн, и мне понравилось.
Я понял, что журналистика мне очень нравится. На самом деле у нас есть множество журналистов и изданий, которые поднимают саму журналистику. Сначала ты думаешь, что газеты уже только бабушки читают. А потом видишь репортажи, понимаешь, как это делается изнутри, и тебе еще интереснее в профессию погружаться
– Ты победил в олимпиаде «Проходной балл», как это было?
А.П.: Я учился в десятом классе. Педагог «Школы юного журналиста», преподаватель ВГУ, кандидат филологических наук Лариса Николаевна Дьякова скинула мне информацию, что есть такой конкурс, можно поучаствовать. В описании было указано, что допускаются только учащиеся 11-го класса, но меня успокоили, что и десятиклассникам можно. Там было одно задание, нужно было записать пятиминутное видео про современную журналистику. Я перед походом в школу, дома, в комнате пытаюсь записать. А к нам ещё сантехник пришел, мама что-то гладит, в общем, полный бедлам, но я всё-таки записал видео и отправил. Через неделю прихожу в школу, меня встречает наш трудовик, который любит пошутить, и говорит: «О¸ Саш, а что ты тут делаешь, я думал, ты уже поступил». Меня каждый учитель поздравляет, что я поступил в ВГУ. А я в десятом классе. И потом на одном из уроков я спросил учительницу, что происходит. Оказывается, у них был целый совет, где обсуждалось, что ученик десятого класса Александр Песков поступил в ВГУ. Пришлось объяснять, что я набрал 100 баллов только на творческом конкурсе. Но я был очень рад, конечно.
– Каково сейчас современному абитуриенту?
А.П.: Тяжело, есть определённое давление со стороны взрослых, это вызывает огромный стресс у детей. Все мои одноклассники очень сильно волнуются. Стоит немного расслабиться. Экзамен – это просто процедура.
– Расскажи про идеальную журналистику, чем тебе хотелось бы заниматься?
А.П.: Сложно сказать, журналистика для меня широкое понятие, это очень интересно в своем объеме. Ты рассказываешь людям то, что интересно тебе самому. Плюс закаляешь литературный язык.
– То есть тебе интересна журналистика как идея?
А.П.: Да, именно как идея. Потому что с идеями последнее время проблема. Но в Воронеже есть андеграундные клубы, где действительно царят идеи. Например, «Поэтическая дуэль». Это по-есенински, по-маяковски. Мы раз в месяц собираемся в баре и читаем стихи. Когда я попал туда первый раз, у меня полностью поменялось впечатление о поэзии. Оказалось, что можно давать пощёчину словом. Поэтому мне очень нравится журналистика как идея, когда нужно присутствовать на месте, чтобы описать людям, я этим очень горю.
– У вас в Новой Усмани есть литературный клуб, как он зародился?
А.П.: Посовещавшись с подругами, я подумал, что нужно сделать книжный клуб. Я состою в молодёжном совете в Новоусманском районе, недавно у нас была встреча с чиновником, и когда он услышал, что мы делаем книжный клуб, то очень удивился. Говорит: «Вы же дети, у вас же клиповое мышление». Пришлось развеять этот миф, потому что у нас много молодёжи, которая очень любит читать самые разные жанры – фантастику, военные, художественные книги.
– Как возникла потребность собраться?
А.П.: Мы поняли, что нужно делать сейчас и здесь. Сначала мы не смогли собраться народ, первая встреча была посвящена книге «Географ глобус пропил» Алексея Иванова. Нас было пять человек, трое из которых пришли случайно, плюс я ведущий. Но на вторую встречу пришло 15 человек, я был в шоке. Это было здорово. Сейчас есть целая компания, ещё мы устраиваем киноклуб, ходим в галереи. Мы создали такое сообщество, которое хочет просвещаться, где каждый первый поэт, а каждый второй художник.
– Сколько вы уже существуете?
А.П.: Примерно год. Я понял, что дошли до какого-то пика на последней встрече, где мы решили добавить интерактив. Вечер был посвящён «Дориану Грею» Оскара Уайльда, и мы подумали, что будет здорово, если каждый нарисует портрет, который останется как закладка на память. И я понял: то, что существует, классно, но нужно идти дальше. Так возник киноклуб «ЛЕФ» в честь «Левого фронта искусств» (прим. творческое объединение, существовавшее в 1922−1929 годах в Москве, Одессе и других городах СССР).
На первую встречу пришло 10 человек, плюс ещё работники библиотеки. Развиваемся потихоньку. Вроде маленькая Новая Усмань, но несколько клёвых мероприятий у нас есть.
– Расскажи про ожидания от учёбы на журфаке? Какое направление тебе интересно?
А.П.: С одной стороны, интересно телевидение, потому что меня привлекает режиссура, хочется однажды снять свой фильм. С другой стороны, радио тоже интересно. Хочется привнести что-то новое. Я помню, как кто-то в Америке делал радиоспектакли по книге «Война миров». Сделано так реалистично, по сути это театральный спектакль, но он полностью озвучен. Будет круто что-то такое у нас сделать. На самом деле я не знаю, куда пойду, но точно знаю, что будет интересно. Я жду, что меня научат, как интересно подавать. Хочется сделать что-то яркое, чтобы всем понравилось, чтобы все загорелись.
– Планируешь ли ты, когда поступишь, как-то всколыхнуть студенческую жизнь?
А.П.: Да, вполне. Оказывается, вузовская жизнь – это не только лекции. Моя знакомая с журфака рассказывала, как они на факультете делали спектакль, а я люблю делать спектакли. Вот этого я жду, я уверен, получится здорово. Если сдружимся с коллективом, можно будет квартирники делать. Когда познакомимся, будут новые друзья, можно что-то устроить. Если люди идейные, то получится что-то интересное. Мы можем создавать спектакли, театр, те же поэтические дуэли. Я надеюсь на журфаке познакомиться с людьми, с которыми мы будем строить творческое будущее.