В 2023 году День геолога отметили 2 апреля. В честь профессионального праздника мы пообщались с заместителем декана геологического факультета Владимиром Абрамовым.
Мы узнали о том, как стать заместителем декана на факультете самого крупного вуза в Черноземье, какие методы коммуникации со студентами применяет Владимир Владимирович, а также пообщались на тему будущего геологии и обсудили проблемы естественных наук.
– Как вы стали геологом-преподавателем?
– Мой путь довольно классический для моего времени: бакалавриат, магистратура, аспирантура и преподавание. Когда я учился на младших курсах, меня заметили за успеваемость и уже в третьем семестре второго курса пригласили работать на кафедру, уже в этот момент я сделал выбор. При этом аспирантуру я закончил на год раньше и кандидатскую защитил в 25 лет. А дальше, как и любого аспиранта, меня привлекли к преподавательской деятельности. В 29 лет меня пригласили исполнять обязанности замдекана по учебной работе и до сих пор я этим занимаюсь.
– Почему вы поступили именно на геологический факультет?
– На геологический факультет меня привёл отец. По его совету поступил и уже в процессе, что называется, затянуло. Мне с самого начала нравилась минералогия, нравились сами минералы. Всегда старался работать так, чтобы меня заметили на кафедре минералогии. При этом мне всегда хотелось подробнее изучить магматические горные породы.
– Какими проектами вы занимаетесь сегодня?
– 80% – это работа в деканате. Очень тяжёлая, только потому, что деканат – это такое место, куда стекаются проблемы по любым вопросам. Здесь конечная остановка, из этого места перенаправить проблему больше никуда нельзя. Иногда деканат занимает 85%, иногда и 90%, зависит от сезона.
15% – преподавание. Для меня это отдых по сравнению с деканатскими проблемами.
5% – творчество и научные исследования. Но опять же, творчество больше рассматриваю не в рамках научной работы, а скорее в сторону преподавания. Хочется что-то придумать такое, чтобы тебя услышали, поняли, и ты смог чему-то научить студента.
– Через вас прошло не одно поколение студентов-геологов. Какие сложности могут возникнуть при работе с ними?
– Действительно, с каждым курсом мы видим изменения в студенте. Можем даже видеть забавную закономерность, которую можно назвать «через один». Один курс нравится больше, следующий курс меньше, работаем мы, конечно, со всеми, но закономерность есть. Я начал замечать, что студенты почти ничего не пишут. На телефоны фотографируют слайды презентаций, которые расположены в открытом доступе у нас на портале, но сама лекция не пишется. Снижение концентрации – это самая актуальная проблема сегодня. Раньше такого было меньше, но скорее, только потому что раньше и отвлекаться можно было мало на что.
– Технологии не стоят на месте. Как появятся новые способы отвлечения внимания на лекциях, так и появятся новые способы списывания на экзаменах. Как Вы относитесь к списыванию?
– Если списано с уникальной шпаргалки, на которую студент потратил силы и творческие старания, то я могу его понять. Безусловно, замечание я сделаю, шпаргалку изыму, но на экзамене студент останется. А если это банальные распечатки, которые сделаны одним человеком, а использованы другим, то даже разговоров не будет. Обман я не терплю. Но чтобы было понятно, о чем речь, шпаргалка в моё время – это рукописный текст на миллиметровке, заклеенный скотчем для прочности. По сути, такие шпаргалки были произведением искусства. За такое не выгоню, зауважаю. Что касается новых методов списывания, конечно, они будут, найдем методы борьбы и с ними.
– Как бы вы описали работу со студентами? Пять существительных, которые подходят лучше всего.
– Работа со студентами может быть разной. Если мы говорим про лекции или занятия, то для меня это слово «Отдых». Когда хорошо отработал с дипломниками, они отлично подготовились и защитились, это «Гордость». Если мы смотрим на экзамены, то иногда это может быть «Разочарование». Когда речь идёт про рутинную работу, то скажу «Цикличность», ведь студенты, которых ты подготовил, пойдут дальше, а к тебе придут новые и те повторят путь предыдущих. А пятым словом могу поставить «Уважение». Надеюсь, что студенты меня уважают, несмотря на то, что по работе мне приходится беседовать с ними на не самые приятные темы, хотя изначально, я всех уважаю – они выбрали геологический факультет.
– Мы поговорили про преподавание, а о предмете пока не упомянули. Что такое «геология» простыми словами?
– Геология – это наука, объектом исследования которой является земная кора, то есть твёрдая часть оболочки планеты Земля. В ней расположены полезные ископаемые, ради поиска которых геология существует. Говорить, что геология – это наука обо всей планете, было бы слишком обширно. Отчасти это правда, но земная кора – та часть планеты, изучение которой проводится в рамках геологии.
– Прошлое геологии мы можем изучать по книгам, а её будущее могут видеть только сами геологи. Какие технологии будут наиболее важны для геологии в будущем?
– Геология – наука о природных объектах, а они крайне сложны. Будущее геологии связано с тем, чтобы сложные объекты и явления расшифровать, объяснить и найти практическое значение. Насчет текущих инноваций в лице искусственного интеллекта конкретику дать не могу, но то, что информационные технологии будут внедряться в геологию всё больше и больше – вне всякого сомнения. Компьютерная обработка геологических данных, моделирование месторождений и разработок, развитие применения сложных и дорогостоящих методов анализа – всё это уже есть в геологии, но в большей степени будет влиять на работу геолога уже в ближайшем будущем.
– Какие вызовы стоят перед геологами сегодня?
– Вызовы геологу ставит его работодатель, он платит геологу зарплату. А главный вызов со стороны работодателя – это усовершенствование проведения геологической работы. Сейчас работа идёт в сторону удешевления, ускорения и улучшения достоверности проводимой работы. Геологические изыскания – это очень дорого, поэтому главный вызов и вопрос, который стоит перед геологами – это найти способ сделать быстрее, дешевле и лучше.
– Насколько связаны геология и экология?
– Говоря о геологии, мы должны говорить об экологии в более широком смысле. Представьте, что мы добываем железо огромными объёмами. Нам для нормальной добычи нужно вырыть карьер, проложить железную дорогу, наладить транспортную сеть, построить фабрику… Как это всё сделать, не оказывая воздействия на окружающую среду? Конечно, есть определённые нормы, надеюсь, что они выполняются и это содействует снижению влияния на окружающую среду и на здоровье человека.
– Геологию, в какой-то степени, можно назвать историей планеты. Как человеческую историю создают люди, так природную историю Земли складывают места. Какие места могут «рассказать» самую длинную историю?
– История планеты очень длительная, 4.5 млрд лет. Здесь вопрос больше философский, чем научный, так как любое место может «рассказать» обширную историю. Каждый сам выбирает такое место для изучения и написания истории. Если говорить про меня, то я бы сказал, что больше всего информации могут дать горы, например, Уральские или вулканы на Камчатке. Уникальных объектов много, но для каждого это своё.
– Какие находки или места считаете самыми значимыми? Может быть, какие-то изменили ваше мнение или мировоззрение?
– Не помню, какую книгу читал, она давно написана, где-то конец 19-го века. В одной из глав, два героя ведут бытовой разговор и говорят о том, что планета Земля существует 6 000 лет. То есть, 150 лет назад люди думали, что Земле всего 6 000 лет. Проходит какое-то время, и 6 000 превращается в 4.5 млрд. Это меня впечатляет: какие-то данные могут изменить мнение человека о чём-либо полностью.
– Собираете ли вы камешки как любой студент-геолог? Говорят, это такая студенческая болезнь первых курсов.
– Конечно, после первой практики это начинается и больше не заканчивается. Когда идёшь, смотришь вниз, ищешь взглядом какие-то интересные ракушки или камни. Надеюсь, что эта болезнь не закончится.
Текст: третьекурсник геолфака Даниил Сопин