В преддверии 79-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне редакция «Воронежского университета» собрала истории сотрудников и студентов ВГУ: они рассказали, что значит Победа для их семьи. Первая история – от доктора физико-математических наук, профессора Эвелины Павловны Домашевской.
Если б не было Великой Отечественной Войны, не было бы и Великой Священной Победы...
Голос диктора всесоюзного радио Юрия Левитана возвестил 22 июня 1941 года трагическую новость о нападении немецких войск на нашу страну. Затем по радио выступил министр иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов.
А через несколько дней к народу обратился вождь советского народа Иосиф Виссарионович Сталин: «Дорогие братья и сестры! Все братские народы Советского Союза! К вам обращаюсь я, друзья мои...».
Так начиналась эта трагическая и величественная четырехлетняя история войны, в которой советский народ потерял около двадцати миллионов человек в беспощадной борьбе за свою свободу и независимость.
Когда началась война, мне было шесть лет. Но я помню до сих пор голоса и интонации всех важных обращений к народу по радио, как я ловила каждое слово дикторов радио в сводках информбюро сначала об отступлении наших войск вплоть до Москвы осенью 41-го года, а потом о контрнаступлении нашей армии прямо с парада на Красной площади 7-го ноября.
С первых дней войны через Воронеж потянулись на Урал, в Сибирь, Поволжье и Казахстан эшелоны эвакуированных людей и оборудования заводов из западных областей страны. В городе появились первые беженцы. Однако к осени сами воронежцы стали готовиться к эвакуации, главным образом, в Казахстан.
Наша семья из четырёх человек (две родные сестры с двумя детьми, одна из которых шестилетняя девочка – это я, а второй – четырехмесячный грудной мальчик – мой единственный двоюродный братик) в октябре 41-го года погрузилась в товарный вагон с нарами из досок вместе со многими другими воронежскими семьями и начала почти двухмесячное путешествие по железным дорогам на Восток, в Казахстан.
Во время этого движения на восток мы узнали из газет о том, что немцы после пыток и издевательств на морозе повесили на столбе московскую комсомолку-партизанку Зою Космодемьянскую. На фоне подобных трагических событий и известий нас утешало только движение на запад множества встречных эшелонов с сотнями и тысячами молодых, здоровых и румяных уральцев и сибиряков, вооруженных и одетых в полушубки и теплые ушанки. Это они, вместе с 28-ю панфиловцами и многими другими героями, отбросили немцев от Москвы и погнали их дальше на запад вплоть до Берлина. Но впереди предстоял почти четырехлетний упорный труд и беспримерный подвиг всего советского народа, от мала и до велика, на фронте и в тылу во имя Великой и Священной Победы с лозунгом: «Всё для фронта, всё для Победы!».
После эвакуации в северный Казахстан, райцентр Шемонаиха Усть-Каменогорской области, где я отлично закончила два класса деревенской начальной школы, мы весной 1944 года вернулись в разрушенный Воронеж, продолжая жить в товарном вагоне- теплушке, поставленном на тормоза в железнодорожном тупике, недалеко от Мельничного переулка и Чугуновского кладбища, в районе нынешнего Телевизионного Центра. В товарном вагоне была чугунная печка-буржуйка. Так мы жили вплоть до зимы 44-года.
А неподалеку, в конце улицы Карла Маркса, уже успели восстановить четырехэтажное здание, в котором три этажа занимала 9-ая женская средняя школа, и один этаж – 28-ая мужская средняя школа, здание которой на улице Фридриха Энгельса тогда еще не успели восстановить.
И вот, первого сентября 1944 года я из товарного вагона в железнодорожном тупике с гордостью и волнением отправилась в третий класс городской 9-ой (женской!) средней школы, которую и окончила с золотой медалью в 1952 году. В том же году поступила на физмат ВГУ без вступительных экзаменов.
Но вернемся к неповторимой весне 45-года. Мне было 10 лет, когда вся освобожденная от вражеской нечисти и возрождающаяся из пепла страна жила в ожидании ПОБЕДЫ и окончания войны. Ни на минуту не выключались радиоточки в виде настенных черных тарелок во всех комнатах коммунальных квартир, каждую из которых занимала семья из нескольких человек. На перекрестках главных улиц города на столбах висели радиорупоры-громкоговорители, которые было слышно в любой точке улицы.
В конце первой недели мая 45-года по городу стали распространяться упорные слухи об окончании войны. И уже в ночь с 8-го на 9-ое мая 1945 года никто в городе не ложился спать. А когда наутро 9-го мая неповторимый голос все того же Юрия Левитана объявил по радио об окончании войны и поздравил всех с Великой Победой, весь народ высыпал на улицу, и все стали кричать от счастья, обниматься и целоваться, плакать от радости. Родные, близкие, соседи, знакомые и незнакомые, независимо от пола и возраста – поднялся невообразимый шум от людских голосов, смешанных с сигналами всех видов транспорта: от клаксонов грузовиков до трезвона городских трамваев, звуков беспорядочной пальбы в воздух из всех видов оружия, включая рогатки, бывшие тогда в моде у мальчишек.
Ту неповторимую симфонию бесконечного вселенского счастья с названием «День Победы – 9 мая 1945 года» я не забуду до конца своих дней. Это и был самый счастливый день моего далекого детства.